Проблемы воспитания

Недавно в одном жарком диспуте столкнулся с проблемой непонимания людьми самого процесса формирования личности и влияния воспитания детей. Действительно, сколько помню, все ведут споры о том, что есть личность человека: некая предопределенность от рождения, или книга, которая пишется  в процессе жизни родителями, обществом, природным окружением. Споры ведутся и в научной среде, но мы сегодня постараемся разобраться, что же на данную тему уже нам известно доподлинно, что было собрано практикующими психологами, педагогами, проверено опытом предков.      

Итак, мы можем совершенно точно утверждать, что ребенок приходит в мир уже с определенным характером и задатками. Это не чистый лист. У него уже свои склонности, интересы, желания, которые он начинает проявлять независимо от того, старались ли родители привить их ему. Но также и очевидно огромное влияние воспитания (или его отсутствия), происходящих ситуаций, столкновений с окружающей реальностью. Какие элементы окружения и как конкретно влияют на сознание ребенка мы сейчас и рассмотрим.

О разности миров

Если вы думаете, что для всех нас мир одинаков, вы рискуете  очень сильно ошибиться. Все мы живём в разных мирах, которые переплетаются в одно целое. Например, для ребенка мир совсем не таков, как для взрослого человека. И причина не в том, что он по-другому видит или слышит, а в том, что Мир для него еще не «собран», другими словами, он еще не развился до восприятия многих элементов Мира Природы.  Это подобно тому, как первый раз вы начинаете играть в какую-либо сложную игру со множеством правил и особенностей. Поначалу вы ничего понимаете, не замечаете своих и чужих ошибок, для вас неясны мотивы и способы действий других людей\элементов игры, но постепенно вы втягиваетесь, обучаясь, усваиваете правила и нюансы. Это происходит не сразу, но всегда постепенно.

В случае с ребенком и Миром все гораааздо сложнее. Мир это не просто игра. Это сложнее всего, что мы только можем себе представить. И никто из нас достаточно не развился, чтобы «играть» в него идеально, знать все законы и правила, видеть все элементы его и особенности. А самому ребенку, чтобы жить, надо научиться не только запоминать и понимать что-то, его задачи в тысячи раз сложнее. Ему необходимо создать целый образ мира, модели поведения, реакции, необходимые для выживания. Ребенок приходит с определенными задатками характера и даже в самом маленьком возрасте хорошо заметно, какой он: капризный или непривередливый, терпеливый или раздражительный, активный или спокойный. Но окружающее пока для него – это область неизвестного.

Мир Матери

Самый первый мир, в который попадает ребенок, это мир Матери. В народе его иногда называли «мамич». Тут мать окружает свое дитя со всех сторон, и он сам ориентирован в большей степени на мать. Ребенок пока не мыслит, этому еще предстоит научиться, но восприятие его очень острое и сильное и задачи, которые ему приходится сейчас выполнять – это всегда задачи выживания. Он хочет есть, чувствует боль, неуют от тесного пеленания или мокрых пеленок и не может себя успокоить мыслью «сейчас придет мама\папа\медсестра в роддоме\бабушка и поможет». Нет, он просто чувствует и дает об этом знать сильным криком.

Тут перед матерью стоит поистине очень серьезная задача. Именно на этом этапе, когда младенец впервые сталкивается с грубым материальным миром и испытывает неприятные ощущения, закладывается отношение к миру в целом. К миру в целом, к миру как среде, в которой нам приходится жить.  Когда мать решает все задачи выживания и обеспечения комфорта ребенка быстро и правильно, у него появляется доверие к миру. Это поистине удивительный механизм: если мать действительно хорошо выполнила эту задачу, у человека практически нет шансов в будущем воспринимать мир (самые разные его стороны и проявления) со страхом и недоверием. Это то, в чем сходятся сейчас все психологи: ребенку до 3-х лет жизненно необходимы 2 фактора – защита и забота. Хотя я бы добавил ещё и пример родителей в поведении: если имеют место постоянные споры матери с отцом, то и ребёнок будет таким же.

Роль матери

Мамич длится до 3-х лет. В это время закладывается и отношение к миру (страх, доверие, опаска, воинственный настрой) и основные типы реакций (страх, радость, интерес, обида), восприятие и способы действовать (канючить, выпрашивать или просто просить, добиваться желаемого истериками, слезами, обидами или диалогом). Потому, например, в ведической психологии строго рекомендуется соблюдать принцип: «до трех лет ребенок – маленький Бог». Да, он только-только пришел в этот мир. Здесь надо обвыкнуться, усвоить, что материя твердая и можно больно удариться об угол кровати или дверной косяк, что огонь обжигает, а падать очень неприятно. И пока душа усваивает простейшие законы физики этого мира, родитель ни в коем случае не должен давить еще и на психику (наказывать, повышать голос). Только защита и забота. Тогда ребенок понимает, что бояться тут нечего, миру можно доверять, о необходимом можно попросить, что можно самому пробовать, изучать, играть, но… быть немного осторожным, но если и случилось что-то, то любая боль проходит, если мама подует или погладит. И тогда все отлично, можно исследовать жизнь дальше.

Таким образом, Мать это не просто существо, которое заботится, это Образ Мира... И женщине это нужно всегда помнить. Это всем понятно, что мама для ребенка в первые годы это всё, но все гораздо сложнее и интереснее: мама это всё… до глубокой старости, потому что характер матери, ее слова, реакции, тембр голоса и действия остаются в нашем восприятии мира навсегда. Поэтому невоспитанная, неряшливая, истеричная мать подаёт ребёнку не самый лучший пример поведения во взрослой жизни - она сама, как плохой ребёнок, который стремится ломать мир под себя, так как не приспособлена в нём жить.

Мир - общество

После трех лет на первое место в жизни мальчика должен выйти отец. Девочку продолжает воспитывать мама. Начинается школа жизни в Мире Обществе. Теперь ведическая психология говорит: «с 3-х до 7-ми ребенок – слуга». Но только после того как прошел стадию Бога! Когда сформировалось доверительное, спокойное и благожелательное отношение к миру и окружающим людям, психика устойчива и желание учиться на высоте. Для нас "слуга" звучит несколько унизительно, но это скорее от нашего эгоизма, завышенной или заниженной самооценки. Но если посмотреть здраво, служить кому-то, быть полезным это хорошо и замечательно.

И, главное, ребенок сам начинает стараться помогать: берет веник и метет, подражая маме, приносит, уносит, закрывает, выключает и вообще всячески лезет во все взрослые дела. К сожалению, сегодня родители воспринимают это как очень досадную помеху и пытаются отгородить ребенка, закрыть его на время, занять игрушками, телевизором, лишь бы не мешался. Так вырастает человек, который не понимает как действовать в мире… Сидит потом здоровый лоб у телика\компа, а мама\жена удивляются, что ж он такой ленивый да безалаберный. Или может пытается что-то сделать, а никак не получается, или нет усидчивости, или упорства много, а все не в то русло…

К сожалению, в формате статьи невозможно описать всех тонкостей и всех взаимосвязей, но в двух словах, примерно так. Также мы упомянули, что ведущую роль должен взять отец - он обязан быть примеро для подражания у мальчика. Потому что необходимо воспитать мужские качества и умения для продвижения по социальной лестнице. Для девочки соответственно нужны женские качества, потому учит мать. Общество это иерархия, потому теперь важно показать, что есть главный и подчиненный, что есть понятие дисциплины. Теперь родители могут строго показывать на ошибки и наказывать в случае необходимости. Качество воспитания в этот период отвечает за то, насколько человек будет успешен в обществе.

Архетип матери

И еще необходимо сказать пару слов об архетипах матери и отца в сознании ребенка. Для мальчика образ матери всегда будет накладывать отпечаток на образ всех женщин, которых он встретит в жизни. Если мать была грубой и властной, дома одевалась как попало, не следила за очагом, сломала ребёнка и заставила быть послушным, то он будет слабовольным. И велик шанс, что найдет сильную женщину, которая будет им крутить. В таких семьях потом развивается конфликт жены и свекрови, а мужчина мечется как меж двух огней. Конечно, достичь каких-то социальных вершин будет практически невозможно. Если мать была властной или просто пыталась управлять сыном (постоянно говорить ему, как и что делать, наказывала, ругалась), но не сломала, то у мальчика возникает скрытая агрессия к женщинам.

И агрессия тем больше, чем больше было давление со стороны матери, так как ребёнок рос в конфликтной обстановке. Это, как вы наверно заметили, норма сегодняшнего воспитания и как следствие, современных мужчин. Мать пытается сделать сына удобным, послушным, ругается, наказывает, он, конечно же слушаться не начинает, а потом в отношениях с женщинами даже не понимает, что надо быть благородным, терпимым и вежливым, нежным. Может использовать силу по отношению к женщине, самоутверждаться за ее счет, спорить, кричать. Многие женщины где-то на уровне родовой памяти, интуиции еще знают, что настоящий мужчина никогда даже голоса не повысит на женщину, что он должен быть очень благородным и всегда спокойным и терпеливым к женским причудам. Но вздыхают они грустно от того, что мужчин таковых сейчас и днем с огнем не сыщешь.

Знаете… такие мужчины появятся сразу после того, как появятся матери, которые будут общаться с сыновьями ТОЛЬКО с позиции женственности.

Архетип отца

Образ же отца для девочки соответственно накладывается на всех мужчин. И у нее практически нет шансов найти плохого жениха, если папа – ответственный, серьёзный, достойный, сильный, уважающий мать - разумный мужчина. И напротив, если папа не очень, то девушка постоянно ошибается в выборе, не знает по каким критериям выбирать молодого человека и как с ним себя вести. Когда я начал изучать ведические знания, иногда очень сильно удивлялся некоторым девушкам, которые ничего подобного не изучая, тем не менее, обладали каким-то природным чутьем. Потом увидел, что за такими девушками часто стоит сильный и мудрый папа. Он может ничему и не учить, но его образ всегда держится в сознании, заставляет девушку вести себя достойно и выбирать только достойного мужчину.

Это, конечно же, далеко не все, и слишком плоско и однобоко. Думаю, обязательно надо поговорить  на эту тему еще не один раз.

Статья из раздела: 

Последние записи