Изменчивость портит жизнь

“Подумайте о чем-нибудь из детства, то, что можно увидеть, почувствовать. Возможно, вы даже вспомните запах, словно вы там находитесь. Вы ведь там были...
Но парадокс в том, что вас там не было. Ни один из атомов вашего нынешнего тела не был там, когда это случилось...”

Ричард Докинз

Изменчивость

Великая изменчивость, которая известна каждому человеку, наверное, с древнейших времен. И все же, ей как-то удается оставаться незаметной, скрытой. Возможно, ответ достаточно прост. Мы большую часть времени игнорируем изменчивость, ни обращаем на неё никакого внимания. Так, изредка, когда уж она становиться совсем необходимой, мы видим, как все изменяется с быстротой молнии или со скоростью ползущей улитки.

Но не попадаем ли мы в впросак, отводя изменчивости лишь крохотную часть своего внимания?

Начало изменчивости

Вот родился новый человек. Он появился на свет благодаря изменчивости, и он будет расти и превращаться во взрослого человека благодаря изменчивости, он состарится и умрет благодаря изменчивости.

Маленький ребенок меняется прямо на глазах. Родители знают это, потому заранее покупают множество разной одежды, ведь не успеешь оглянуться, и через пару недель малыш уже не влезает в прежние ползунки, рубашечки и чепчики.

Но изменяется не только его тело. Ум (или психика, если угодно) тоже будет стремительно меняться. Первые звуки превратятся в слова, а те в целые фразы.
Вот такой изменчивости люди уделяют свое внимание в больших количествах.

Именно учитывая изменчивость, выстраиваются все дальнейшие действия.
Незаметно детство и юношество проходит и человек взрослеет. Вот с этого момента мы начинаем игнорировать перемены. Мы даже их боимся. Ведь по нашим представлениям человек повзрослев, должен обрести твердую почву под ногами. Но на самом деле это наше домысливание, о котором я говорил в прошлый раз, по отношению к человеку.

Век изменчивости

Мы постоянно меняемся в любом возрасте. Но больше всего меняется наш ум и мировоззрение.
Ум похож на дикую кошку, хотя его часто сравнивают с обезьяной потому, что он непрерывно скачет с одного на другое, как обезьяна с ветки на ветку. Но мне кажется сравнение с дикой кошкой лучше. Ум как кошка почти неуловим, молниеносен и гуляет сам по себе. Эти три фактора очень важны для понимания всего происходящего.

Первое с чем мы сталкиваемся, это неуловимость ума. Как дикая кошка, которая сидит неподалеку от нас, и кажется, что нужно только подойти к ней и погладить, как шмыг - а ее уже и след простыл. Так и ум, при попытке приблизится к нему, исчезает, оставляя нам какие-то отдельные элементы психики.

Второе – молниеносность, с которой кошка хватает свою добычу. Ум точно так же мгновенно хватает мысли, желания, идеи.

И третье, это почти полная бесконтрольность ума. Как кошка гуляет сама по себе, так и ум гуляет там, где ему захочется, там, где для него есть пища. А чтобы удержать его на месте хотя бы несколько минут, требуются огромные усилия. Да и те обычно кончаются провалом.

К этой гремучей смеси нужно прибавить нескончаемую смену масок, постоянную игру в перевоплощения,  коей мог бы позавидовать любой актер.

Где наше Я?

Все это очень не вяжется с нашим представлением о Человеке (именно с большой буквы). Хуже того, все это не вяжется с представлением о себе. Возникает вопрос: а где в этой изменчивости и неконтролируемости Я?

Найти это Я настолько трудно (если вообще возможно), что проще его домыслить.
Начав говорить об изменчивости и непостоянстве, мне приходится вновь возвращаться к домысливанию. 

Мы создаем Я искусственно, снабжая его нужными качествами. К слову сказать, в древней Индии был даже специальный термин для этого - аханкара (ahaṃkāra), что можно перевести как “делатель Я”.

Одним из таких качеств является неизменность, постоянство. На этом качестве мы строим многие планы. Но они разваливаются, когда Я наше или кого-то другого, меняет маску.

Как ни странно, и это тоже заметили еще в древней Индии, свое Я люди в большей степени приписывают уму, и в меньшей своему телу. Так происходит потому, что изменчивость тела достаточно хорошо наблюдаемая, тогда как ум кажется менее изменяемым. Хотя на самом деле все наоборот!

Итак, мы выстроили воображаемо стабильное Я, и такой же воображаемо-стабильный мир. Делая эту стабильность своей опорой, привязываясь к ней, считая ее своим убежищем, мы совершаем, на мой взгляд, огромную ошибку. Когда все это начинает рушиться, а рано или поздно это происходит, мы оказываемся загнанными в угол. Кажется, что вся жизнь начинает идти ко дну.

И как же быть?

А что если не создавать статических миров и статического Я? Тогда мы лишимся очень важного момента - предсказуемости. С другой стороны, мы приобретем некую невидимую опору. И благодаря этой опоре, открыв дверь и увидев за ней падающий снег, наш мир уже не рухнет. Да, за дверью нет красивого дворца, там вообще ничего нет кроме снега. И очень хорошо. Путь будет снег.

А если вам удалось и Я сделать менее постоянным, то приспособиться к новой обстановке не составит большого труда. Еще один плюс состоит в том, что близкий человек не станет для вас чужим. Так же как дети не становятся чужими от того, что их ум и поведение постоянно изменяются. Один из лучших примеров, это переходный возраст. Дети в этот период меняются настолько, что некоторых трудно узнать. Причем эти изменения частенько происходят в худшую сторону. Ребенок начинает грубить, становится дерзким, может быть даже наглым и жестоким. Но родители к этому готовы, и не отказываются от своего чада.

Почему же когда мы видим изменения в худшую сторону (на наш взгляд) у взрослого человека, то почти всегда отворачиваемся от него?

Как вы, наверное, догадываетесь, предложенная мной схема в нашем современном обществе почти не используется.

Продолжение…

Статья из раздела: 

Последние записи