Культура на дороге

Если под культурой понимать практическую реализацию духовных ценностей человека, то получается, что наша дорожная культура находится в весьма плачевном состоянии. Об этом говорит и статистика: большинство дорожно-транспортных происшествий случается из-за несоблюдения правил дорожного движения. Каждый день в ДТП гибнет более тысячи человек возрастом до 25 лет. А ведь именно эта возрастная группа больше всего страдает отсутствием дисциплины, ведущей, как это ни печально, к гибели не только самих правонарушителей, но и невинных людей.

Культурный человек

            Культурный человек – он всегда культурный. Не бывает так, чтоб был по жизни добрый, внимательный, а сел за руль – и стал вдруг хамом. Бывает, конечно, что сорвался. Ситуация, когда твоя жизнь или жизнь твоих близких находится под угрозой из-за какого-нибудь наглого, или того хуже, пьяного недочеловека, выведет кого хочешь. Здесь главное не поддаться всеобщей агрессии. Психологи заметили, что существует так называемый «вирус агрессии», который нигде так не распространён, как на дороге. Сталкиваясь с хамством и неуважением, водитель как бы заражается этим возбуждённым негативным поведением, он становится также агрессивен и в свою очередь распространяет все эти эмоции на других водителей. Мгновенная цепная реакция в геометрической прогрессии: становится понятно, почему за полчаса езды можно встретить не одного «заболевшего». И наоборот, как заметил Э. Роттердамский: вежливость порождает и вызывает вежливость. Так что вам, водителям, выбирать, что сеять, а что пожинать. Поддаться провокации или суметь остаться человеком тогда, когда хочется со всей экспрессией объяснить как надо ездить.

Беспредел на дороге

            Дорога – это всегда стресс, причём неважно, какая манера езды вам присуща: спокойная или напряжённая. Автомобиль – это источник повышенной опасности, добавьте сюда плохое дорожное покрытие, сюрпризы в виде открытых люков или разбросанных кирпичей, агрессивных хамов, пробки, нехватку времени и т.д. Вот и получается, что все участники дорожного движения находятся в состоянии повышенного напряжения – стресса. А если вдруг что-то ещё и не заладится: хулиган подрежет или выскочит в неположенном месте пешеход, то водитель и  вовсе взрывается, громко ругается, жестикулирует, пытается наказать нарушителя. Под горячую руку часто попадают и другие участники дорожного движения, а то и пассажиры разгневанного водителя.

             В таких ситуациях – стрессовых – человек становится, как правило, самим собою, снимает маску. Поэтому, если вы хотите лучше узнать своего избранника, приглядитесь к нему, когда он за рулём. То же самое относится и к нам самим: зачастую сложно разобраться в собственном характере – тогда понаблюдайте и за собой в сходной ситуации. Психологи говорят, что поведение на дороге определяется ещё нашими детскими комплексами. По манере езды можно судить и о темпераменте человека, его словарному запасу, выдержке, умению быстро находить верные решения, ловкости, галантности и многому другому. Есть тип водителей, постоянно комментирующих с негативной окраской действия других водителей, есть хулиганы, есть те, которые надеются на русское «авось». В противовес им встречаются вежливые, спокойные и грамотные автолюбители. Обо всём об этом можно судить и о самом человеке.

Скажите, какая у вас машина и я скажу, кто вы

            Многое о нём же скажет и сама машина. Замечено, что люди с большими габаритами предпочитают компактные модели, с маленькими – наоборот, выбирают габаритные машины: человек пытается как бы уравновесить себя с помощью машины. Бывает, что с помощью железного друга, человек пытается добавить себе «силы». Маленький хиленький задира сев во внушительных размеров джип, будет вести себя нахально по отношению к более маленьким машинам, пытаясь компенсировать нанесённые ему душевные травмы в жизни (как правило, ещё в школе). Такой человек и в жизни, скорее всего, при любом удобном случае будет обижать более слабого (женщину, ребёнка, животного). О хозяине машины можно судить и по модели автомобиля, его цвету, тонировке, тюнинге, всевозможных наклейках; техническом состоянии машины, чистоте салона и запахе. Интересно понаблюдать и как человек относится к машине: как к другу, разговаривая с ней, ухаживая и балуя её заботой; отыгрываясь на ней за все свои неудачи и плохое настроение, пиная её и засоряя хламом; а может просто как к неодушевлённому набору запчастей.

Женщина за рулём

            Нельзя не коснуться темы о женщинах за рулём. Культивируемое мужчинами суждение о том, что слабый пол не умеет ездить, по сути – искусственное. Причина этого в том, что всё, что связано с автомобилями, долгое время принадлежало исключительно к мужской сфере деятельности. Женщинам оставалось только просить гордую своим умением мужскую часть населения свозить её куда-нибудь, привезти что-нибудь, покорно вздохнуть, если муж который вечер решил провести не с семьёй, а в гараже, под машиной. Женщина-автолюбитель разрушает всю эту приятную, не поддающуюся критике монополию. Вот и отыгрываются на начинающих автолюбительницах те, кто и в жизни привык слабых обижать, кичиться своим опытом. А женщины – водители  уже годами доказали, что независимо от стажа вождения ездят они аккуратнее мужчин. В Европе по этой причине автостраховка для слабого пола стоит меньше, чем для мужчин. А статистика показывает, что ДТП с участием женщин-водителей меньше, как меньше и ДТП с летальным исходом.

            Но что статистика, у нас почему-то считают, что если девушка едет медленно, соблюдая правила дорожного движения, ну пусть чуть «подтормаживает» (чаще из-за направленной на неё агрессии – впрочем, неплохая реакция), то это она не умеет ездить, а вот если мчится, нарушая ПДД, молодой человек, подрезая и обгоняя, то это он показывает мастерство езды. Что-то здесь напутано. Посчитайте для интереса, сколько в учебных машинах ездят представительниц слабого пола, а сколько сильного (примерно 15 к 3). Где берут права остальные молодые участники дорожного движения? Верно, покупают. А ведь это и есть по статистике самая аварийно-опасная категория водителей. Женщине по самой её природе не свойственна агрессивная манера езды, она больше опасается за своё здоровье, жизнь в  связи с материнским инстинктом. У неё больше развито ощущение, что её ждут дома. Это, естественно, не аксиома. И среди женщин встречаются агрессивные, наглые водители. Всё зависит от человека.

Манера езды - показатель характера

Поэтому, присмотритесь к себе: какой стиль езды вам ближе? Спокойная, грамотная езда, терпимость по отношению к слабым (начинающим водителям, старикам, просто запутавшимся на дороге), способность к взаимовыручке – те качества, которые присущи сильным духом людям и в жизни. Если эти качества не привиты с детства (а дорожной культуре необходимо обучать со школы), то культивировать их можно и самостоятельно. Внешнее проявление такого саморазвития может заключаться в изучении и соблюдении не только ПДД, но и своеобразных неформальных правил поведения на дороге: знаки, которыми обмениваются водители. Данные правила дорожного этикета в полном своём своеобразии можно найти в интернете (мигание аварийкой в знак благодарности, невежливость подачи звукового сигнала с целью ускорить впередистоящий автомобиль и другие). Внутренне же необходимо развивать в себе умение ровно относиться к чужому хамству, наглости, агрессии, способность не отвечать грубостью на грубость, умение прощать и не злиться и многие другие. Овладев навыками такого достойного поведения на дороге можно смело надеяться, что вскоре такая интересная привычка станет вашей второй натурой.

И такое бывает:

Статья из раздела: 
2013-02-18 01:35:28
pavel
2013-02-18 01:24:22

Последние записи